Методические разработки

Внеклассное мероприятие «Час общения «Что значит быть толерантным».


Цель:

1. Развитие умения принимать самостоятельное решение и аргументировать его.

2. Воспитание чувства толерантности к одноклассникам.

Приборы: листы А4, карандаши, фломастеры, краски, кисти (по количеству детей).

 

Ход занятия.

1. Вступление.

Сегодня вы сами попробуйте ответить на вопрос «Что значит быть толерантным». И мы с вами не только ответим на этот вопрос, но и будем толерантными.

 

2. Установка.

Вспомните, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии. Представьте, что вы в силах сделать всех людей если не в этом мире, то хотя бы в нашем классе, более терпимыми друг к другу, более добрыми, чтобы никто из нас не ругался, а умел вести диалог и договариваться без конфликтов. Начинаем с наглядной агитации. Вы видите предметы, которые нужны для творческой работы: листы, карандаши, фломастеры, краски. Возьмите их и нарисуйте эмблему, которая, по вашему мнению, выражает суть понятия «толерантность». Представьте, что эту эмблему будут использовать ваши одноклассники на своих обложках, потом это перейдет ко всем школьникам в нашем образовательном учреждении.

Что должно быть на ней изображено?

Почему именно этот узор или орнамент вы выбираете?

Какие вы подберете цвета?

 

3. Творческая работа.

Дети работают в свободной форме, можно фоном сделать медленную тихую музыку или музыку природы (водопад, пение птиц и т.д.)

 

4. Работа в группе.

А сейчас вы можете ходить по классу, рассматривать рисунки друг друга. Определите, какие рисунки похожи с вашими. На основе этого сходства, разделитесь на группы. Каждый из вас сам принимает решение о присоединении к той или иной группе. Каждый из вас сам решает, что рисунок его эмблемы чем-то схож с другими в данной группе.

Каждая группа обсуждает все собравшиеся творческие работы, определяет в них главное сходство. На основе этого, выдвиньте лозунг, который бы отражал сущность ваших эмблем.

Дети самостоятельно выбирают группу, обсуждают, готовят лозунг и его короткую презентацию.

 

5. Рефлексия.

Вы проделали большую работу сегодня. Вы все молодцы! Я была рада услышать ваши мнения. Особенно приятно, что это ваши самостоятельные мысли. Теперь подведем итог. Так что, по-вашему, значит «быть толерантным»?

Ответы детей, все мысли считать правильными.

Повесьте свои эмблемы и лозунги на наш информационный стенд и проставьте себе баллы за работу.

 

Внеклассное мероприятие «Вечер народных культур и традиций».


Цель:

1. Воспитание толерантного отношения к другим национальностям и народным традициям.

2. Вовлечение родителей в работу классного коллектива.

3. Развитие творческого потенциала детей.

Приборы и оборудование: музыкальный центр, диски с народной музыкой, флаги разных стран (из выступлений детей), реквизит для инсценирования, блюда народной кухни (из выступления детей).

 

Ход мероприятия.

1. Вступление.

Учитель – ведущий в русском народном костюме.

Здравствовать вам, люди добрые! Добро пожаловать к нам на праздник веселый да задорный! Гостей у нас сегодня со всех волостей! Приехали к нам украинцы, русские, марийцы и казахи! Далеко молва идет о школе Березовской! По всей России – матушке услыхали про нас да приехали к нам гости заморские на праздник наш сельский! Покажем мы сегодня удаль свою, песни споем да чайку попьем! Какой же праздник да без застолья!

 

2. Выступления.

Для данного мероприятия была проведена предварительная работа с детьми и их родителями. Все разделились на 4 группы по представителям национальностей семей 5 и 6  классов.

 Семьи приготовили:

 отрывки народных танцев (помогал хореограф),

 спеты национальные песни на русском языке и прочтены стихи на родном языке,

 сшиты национальные костюмы (работа мам и бабушек),

 приготовлены национальные блюда представленных стран и республик,

 со зрителями проведены национальные игры.

 

3. Рефлексия.

 Вижу по лицам вашим, что понравилось наше гуляние! Права ли я?

Далее идет опрос, кто понравился больше и почему. Если остается какая-то семья без похвалы, то учитель готов от себя высказать слова благодарности и признательности, выделить в семье то, что нет ни у кого других. Таким образом, никто не остается незамеченным.

 

Все мы разные, но мы все такие одинаковые:

в каждой национальности принято поздравлять друг друга в праздники и торжества и дарить подарки,

каждая национальность поет и танцует,

у всех есть своя, отличная от других, национальная одежда,

и все проявляют гостеприимство, приглашая за стол.

Сегодня мы с вами тоже приглашаем друг друга за стол. Блюда не обычные, каждодневные, а из разных культур и стран к нам пришедшие. Отведайте блинчиков с медком, пирогов с творогом, пампушек соленых, чак – чак и бишбармак.

По ходу мероприятия ведется фотосъемка. Фотографии печатаются и вывешиваются на информационный стенд.

 

Внеклассное мероприятие Диспут «Границы толерантности».

Цели:

1. Воспитание чувства толерантности к окружающим людям.

2. Определение различий в понятиях «терпимость» и «терпение».

3. Выработка умений самостоятельно принимать решение и аргументировать его.

 

Приборы: мяч, листы А4, ручки (по количеству детей), определения толерантности на отдельных листах или мультимедийной презентации, компьютер, проектор.

 

Ход занятия.

1. Вступление.

Добрый день, дорогие друзья! Рада вновь всех вас видеть и надеюсь, что ваше желание стать более понятливыми, более терпимыми, более вежливыми, т.е. толерантными, не уменьшилось, а наоборот, только увеличивается.

Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос «А есть ли границы толерантности или это чувство безгранично?».

 

2. Тренинговые упражнения.

Упражнение «Мы похожи»:

Все дети сидят полукругом, учитель приглашает встать рядом с собой одного из них на основе какого – либо сходства. Оно может быть реальное или воображаемое. (Например: Света, выйди ко мне, у нас с тобой одинаковый цвет волос). Света выходит и приглашает другого таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока в круге с учителем не окажутся все дети.

[!] Обратить внимание детей на то, что мы все чем-то да похожи, у нас всегда есть общее с другими. Значит, к другим нужно относиться как к себе самому?

 

Упражнение «Комплименты».

Учитель берет мяч, все остаются стоять в круге. Предлагается придумать комплимент друг для друга. Учитель бросает мяч одному из детей и говорит ему комплимент. Например: Даша, сегодня у тебя замечательная прическа. Даша должна бросить мяч другому и тоже сказать ему комплимент. Учитель следит, чтобы комплименты получили все. Если кто-то остается все время без мяча (такое случается), то учитель сам бросает мяч этому ученику с комплиментом.

!Обратить внимание детей на то, что к концу круга все дети воодушевились, заулыбались. Наверное, всем приятно слышать добрые слова в свой адрес? Видите, всегда можно найти в человеке что-то хорошее, ценное, сделать другому приятное. Не забывайте, что когда вы делаете приятно другому, от этого вы сами становитесь лучше и добрее!

  

Упражнение «Общий ритм».

Дети по желанию могут сесть или стоять в круге. Учитель хлопает несколько раз в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать: стоящий справа ребенок делает один хлопок, за ним – следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Хотя с первого раза это удается редко, нужно пытаться сделать упражнение. Постепенно из круга выбывают те, кто сбивается с ритма.

 

3. «Мозговой штурм».

Класс делится на 3 группы.

Поработайте в группе в режиме «мозгового штурма» и напишите свое определение толерантности. Оно должно быть кратким, но понятным. Включите в это определение то, что является самым главным, на ваш взгляд, в понятии «толерантность».

 

Работа в группах.

Представители от групп выступают со своим определением.

Определения на листах вывешиваются на доску.

 

4. «Границы толерантности».

На доску вывешиваются (или проецируются с помощью проектора) существующие определения понятия «толерантность». Детям предлагается ответить на вопросы:

Что отличает каждое определение?

Какое определение наиболее удачно?

Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?  

Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

В данном случае дети обычно находят одинаковое: «быть терпимым к …». По этому поводу предлагается подумать над вопросами:

Что такое «быть терпимым», «быть терпеливым»? Есть ли границы толерантности? Насколько человек может или должен быть толерантным?

Данные вопросы – философские и однозначного ответа на них нет. Эти вопросы им даются на дом, чтобы они подумали, поразмышляли над ними с родителями.

 

5. Рефлексия.

Пришла пора обратиться к нашему информационному стенду. Насколько вы продвинулись к тому, чтобы быть толерантным человеком?

Оформления детей.

 

Внеклассное мероприятие «Деловая игра «Строим город толерантности».

Цели:

1. Воспитание чувства толерантности к окружающим людям, к мнению другого.

2. Совершенствование умения аргументировать свою точку зрения.

3. Развитие умения анализировать свою деятельность.

 

Приборы и оборудования: бланки опроса (для каждого участника), бланк опроса на доску, ручки, карточки с названиями предметов в «Волшебных лавках» (названия - из бланка опроса), ватман, фломастеры, карандаши.

 

Ход занятия.

1. Вступление.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами подводим итоги «Недели толерантности». Мы узнаем, чему мы научились, можем ли быть толерантными: терпимыми, терпеливыми, великодушными, чуткими и т.д. Соберем все полученные знания вместе и … построим город толерантности – это будет результатом работы за всю неделю.

 

2. Заполнение опросных листов.

Прежде, чем начать строить «город», давайте суммируем знания и определим наши толерантные качества. Вы получили бланки опроса. Как видите, характеристики, перечисленные в опроснике, свойственны толерантной личности.

 

Бланк опроса

 

Черты толерантной личности

А

Б

расположенность к другим

 

 

снисходительность

 

 

терпение

 

 

чувство юмора

 

 

чуткость

 

 

доверие

 

 

альтруизм

 

 

терпимость к различиям

 

 

умение владеть собой

 

 

доброжелательность

 

 

умение не осуждать других

 

 

гуманизм

 

 

умение слушать

 

 

любознательность

 

 

способность к сопереживанию

 

 

 

Инструкция по заполнению бланка:

Сначала в колонке «А» поставьте “+” напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены; “ -- “ – напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены; в колонке «Б» поставьте “+” напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк остается у вас, о результатах никто не узнает, поэтому можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь. На заполнение опросника дается 5 минут.

Дети заполняют бланки.

А теперь заполним вот этот большой бланк на доске. Поднимите руки те, кто отметил в колонке «Б» первое качество.

Число ответивших заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Три качества, набравшие наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности с точки зрения данного коллектива.

Итак, в нашем городе толерантности будут жить ….., ……… и ……. люди.

 

3. Деятельностно-ролевая игра «Волшебная лавка».

Ситуация: Представьте, что в нашем городе есть магазины, магазинчики и маленькие волшебные лавки, в которых есть весьма необычные вещи: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

 

Правила игры: Продавец обменивает покупателям одни качества на другие. Покупатель может приобрести одну или несколько вещей, которых у него нет (в его опроснике эти качества выражены у него слабо). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько ему нужно терпения, зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке (в опроснике – выражено сильно).

 

Проводится игра.

 

4.  Беседа.

В качестве подведения итогов всему вышесказанному учитель беседует с детьми, просит ответить их на вопросы:

 

5. Заключение.

1. Вы все знаете о толерантном и интолерантном поведении, знаете какие качества должны быть у человека доброго, терпеливого, великодушного. Давайте все это изложим на бумаге, чтобы был виден результат ваших знаний. Оформим «Правила жителей города толерантности». Что вы считаете самым главным в характере и поведении человека. Какими мы должны быть с вами, чтобы с нами было приятно общаться, чтобы у нас было много друзей?

 

Групповая творческая работа.

2. Ну, что же, посмотрим, что у нас получилось со строительством «Города толерантности».

Самые главные качества, которые есть у наших необычных жителей – это …

Дети называют главные качества из большого бланка опроса.

В нашем городе можно купить ………….   Дети договаривают предложение

Правила «Города толерантности» - ………..  Зачитать хором

3. Я очень рада, что вы всему этому научились всего за одну неделю. Посмотрите, какая у нас оформилась выставка творческих работ («Правила» тоже вывесить на информационный стенд). Предлагаю вам еще раз проставить себе баллы. Только сейчас ставим баллы не за сегодняшнюю работу, а за то, как много вы знаете на сегодняшний день о толерантности.

 

Дети выставляют себе баллы на информационном стенде.

4.Всем спасибо за проделанную работу и до свидания!

 

Сценарий родительского собрания в 5, 6 классах «На пути к толерантности»

Цели:

1. Содействовать формированию у родителей убежденности и потребности строить взаимоотношения с детьми на основе принципов толерантности.

2. способствовать сознанию родителями школьников, что интолерантное поведение часто является причиной возникновения конфликтных ситуаций.

 

Участники: классный руководитель, родители обучающихся 5, 6 класса, психолог.

 

Приборы и оборудование: компьютер, проектор, рабочие места для четырех микрогрупп (столы, стулья, чистые листы бумаги, ручки, карандаши), схема на доске «Толерантный родитель», музыкальный центр, диск с медленной музыкой, мультимедийная презентация 1.

 

Подготовительная работа: классный руководитель и психолог готовят сценарий проведения собрания, готовят тест для родителей (Приложение 1), раздают приглашения с тестом, родители отвечают на вопросы теста, сдают классному руководителю до собрания, психолог анализирует результаты тестирования и готовит сообщение о них на родительском собрании, классный руководитель составляет памятку для родителей (Приложение 2), готовит копии на каждого, готовит компьютерную презентацию (Приложение 3) и таблички для участников ролевой игры: «Дети», «Учителя», «Родители, которым нужен совет», «Родители, которые могут дать совет».

 

Ход собрания.

Ход родительского собрания сопровождается мультимедийной презентацией.


1. Вступление.

Классный руководитель: Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашей сегодняшней встречи «На пути к толерантности». Данная тема выбрана не случайно. Процесс воспитания детей очень сложен и быть выдержанными, терпимыми, терпеливыми и понимающими не всегда просто. Следует помнить, что терпимость – это социально – психологическая черта человека, показатель внутренней силы, условие конструктивного общения. Если мы с вами не будем с детьми общаться терпеливо и конструктивно, то никто не будет. Если мы их этому не научим, то никто не научит. От нас с вами – учителей и родителей – зависит, насколько дети будут успешны в коллективе и окружающем социуме. Они будут везде приняты хорошо, если научатся правильно общаться и спокойно принимать окружающих людей: без унижения и недовольства, а с доверием, вниманием и конструктивной критикой.


2. Информация.

Классный руководитель: Слово «толерантность» вошло в обиход россиян совсем недавно, когда 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Что же это значит? Чтобы выяснить, предлагаю совершить небольшой лингвистический экскурс:

 - tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

-  tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительным;

-  tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- tasamul (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим;

- толерантность (терпимость) (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться, принимать существование кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным.

 

«Мозговой штурм».

Классный руководитель: Попробуем вместе поразмышлять над вопросом: какими качествами должен обладать толерантный родитель?

Родители, классный руководитель: родители называют такие качества, а классный руководитель записывает их на классной доске, составляя схему «Толерантный родитель». На доске появляются характеристики: мягкость, терпимость, снисходительность, сострадание, умение прощать, выдержанность, выносливость, великодушие, милосердие, стойкость, уважение мнения другого человека и др. (Приложение 7)

 

Анализ результатов теста.

Психолог: Уважаемые родители! Мы с вами тоже не всегда бываем терпеливыми, терпимыми, великодушными, не всегда верно управляем своими эмоциями и настроением во взаимоотношениях с ребенком. Не случайно Жюль Франсуа Эли Леметр говорил: «Терпимость – это очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма».

 

Итоги проведенного тестирования:

От 10 до 23 баллов –  

К сожалению, вы не всегда внимательно относитесь к мнению своего ребенка. Часто вы не знаете, как реагировать, когда он начинает вам противоречить. Не понимая причин, вы теряете выдержку и реагируете неадекватно. Помните, что ваш ребенок – неповторимая индивидуальность и его точка зрения имеет право на существование. Будьте более терпеливы в общении.

От 24 до 37 баллов –  

Вы в основном правильно строите свои взаимоотношения с ребенком, предоставляя ему достаточно свободы, хотя иногда между вами возникают острые моменты непонимания, на которые вам следует обратить особое внимание. Старайтесь управлять своими эмоциями и настроением в таких ситуациях.

От 38 до 50 баллов –  

Жмем вашу руку! Более чуткого родителя трудно найти. Но порой такая забота даже внушает тревогу: о себе-то вы успели подумать? Все о ребенке, все о нем любимом. Не забывайте о себе, проявляйте чувство меры в общении с сыном или дочерью.

 

Деятельностно – ролевая игра.

Психолог: Как видите все это приводит к конфликту. Конфликтные ситуации, помимо интолерантного поведения, осложняются особенностями возраста подростков (наши с вами дети вступили в период младшего подросткового возраста). Исследования их внутреннего мира показывают, что одной из самых главных моральных проблем детей этого возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Подростки склонны к спорам и возражениям, не следуют слепо авторитету взрослого. Родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергся чужому влиянию. В семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по – старому, т.е. назревает конфликт. Однако на пути к толерантности конфликт неизбежен, потому что именно в конфликтной ситуации вырабатывается способность быть терпимым, выдержанным, уважительным. Как успешно выйти из конфликтной ситуации, как положительно разрешить конфликт? Попробуем разобраться.

Проведем с вами игру «Почему бы вам не … Да, но …».

Родители делятся на 4 микрогруппы, получают карточки с ролью «дети», «учителя», «родители, которым нужен совет», «родители, которые могут дать совет». В течение игры микрогруппы меняются ролями. Начинают игру «родители, которым нужен совет». Представитель этой микрогруппы сообщает всем присутствующим о конфликте, случившемся у него в семье с ребенком, и просит помочь ему советом. Каждый, кто берется ему помочь, должен начинать свое высказывание словами: «Почему бы вам не …». Но группа «родителей, которым нужен совет», даже если видит рациональное зерно в нем, отвергает его (ведь в каждом совете есть слабое место), начиная соответственно свое высказывание словами: «Да, но …»; каждая группа предлагает свои идеи (советы) от имени тех ролей, которые они получили. На заключительном этапе игры психолог спрашивает у группы «родителей, которым нужен совет»: «Какие советы ваших помощников действительно могут вам помочь в разрешении конфликтной ситуации?» Члены группы после короткого обсуждения отвечают на этот вопрос.

 

Принципы толерантного поведения.

Классный руководитель: (в сопровождении презентации 1) Давайте подведем итоги нашей встречи. Итак, принципы толерантного поведения.

1. Отделяйте человека от проблемы. Придерживайтесь мягкого курса в отношении с ребенком, не стойте на жесткой платформе при решении проблемы. Продолжайте переговоры, независимо от степени доверия.

2. Рассматривайте поведение ребенка в конкретной ситуации. Разбирать ситуацию, не давая негативных оценок личности ребенка в целом. Избегать высказываний «Ты всегда …», «Ты вообще …».

3. Концентрируйте внимание на интересах, а не на позициях.. Анализируйте интересы, обдумывайте взаимовыгодные варианты.

4. Настаивайте на объективных критериях. Пытайтесь достичь результата, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состоянию воли. Внимательно слушайте доводы ребенка, уступите им, а не давлению.

Каждой игровой группе предлагается выбрать один из четырех принципов толерантного поведения и на примере проигранной на предыдущем этапе собрания конфликтной ситуации объяснить суть выбранного принципа.

 

Заключение.

Классный руководитель: Уважаемые родители! Очень хотелось бы, чтобы трудности, возникающие на пути к толерантности, были вами успешно преодолены, чтобы всегда находился достойный выход из сложных конфликтных ситуаций, чтобы вы умело владели принципами толерантного поведения, поскольку толерантность без этого умения оказывается лишь благим пожеланием. Учитесь толерантности и будьте терпимыми!

В качестве решения родительского собрания предлагаю памятку. Пусть ее советы помогут нам строить с детьми отношения взаимного уважения, любви и доверия. (Приложение 9)

В заключении, я прошу вас на листочках бумаги продолжить фразы: «Я понял …», «Я узнал …», «Мне было трудно …» (на фоне медленной музыки).

 

Мастер –класс: Формирование толерантности в начальной школе.

Место проведения: классная комната.

Предварительная подготовка:

Песня в начале игры. «Улыбка»

“Сегодня мы ребята собрались для того, чтобы поиграть. И для этого мы будем соревноваться и разгадывать кроссворд. И все это для того, чтобы узнать, что такое толерантность. А самые активные, смекалистые и настойчивые за работу получат апельсины.

Итак, кто из вас когда-нибудь слышал это слово, от кого?

Толерантность – это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 или больше человека, и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - взглядами и вкусами, поведением. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть.

А 16 ноября – День толерантности. Вы хотите узнать, откуда такое название?

Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер и темперамент.

 И в связи с этим давайте поиграем в игру. Каждый из вас встает и говорит свою отличительную черту, начиная со слов: «Я отличаюсь от других людей тем, что я...» (Проводится игра.)

Молодцы! И что же мы можем сказать? Что все люди разные, многим отличаются друг от друга.

1-й ученик.

Стань добрым волшебником,

Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье другого -

Одно удовольствие, честное слово!

Учитель: Ребята! А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы лю­дям, которые окружают его, было хорошо. (Ответы уча­щихся: доброта, отзывчивость, умение любить, дружить, помогать друзьям и прочие.) Все правильно. Человечес­кая доброта, милосердие, умение радоваться и пережи­вать за других людей - основы человеческого счастья. Хорошо, что сейчас возрождаются эти понятия.

Добрый человек умеет общаться, поддерживать хоро­шие отношения с людьми. Но человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характе­ра: человек становится сварливым, несдержанным, злым. Поэтому надо избегать конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Если ссора все же состоялась - миритесь. А как вы понимаете слово «конфликт»? (Ответы учащихся.) Правильно, конфликт - это столкновение противополож­ных интересов, взглядов, стремлений.

2-й ученик.

В жизни немало страниц

Мрачных, тяжелых, суровых.

Хочется дружеских лиц,

Хочется доброго слова.

Хмурый, неласковый день,

Тучи нависли свинцово.

Как не хватает нам всем

Теплого, доброго слова!

Вывод отсюда простой,

Это любому понятно:

Маленькой кошке и той

Доброе слово приятно.

Пусть тишина и покой

В сердце поселятся снова!

Пусть на планете земной

Царствует доброе слово!

Учитель: Вначале мы с вами говорили о тех каче­ствах, которыми должен обладать человек: доброта, от­зывчивость, умение любить и помогать... А как вы понима­ете слово «доброта»? (Ответы учащихся.) Доброта - это чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, деликатность по отно­шению к другому человеку. Деликатный человек - вежли­вый, мягкий в обращении; отзывчивый - легко отзываю­щийся на чужие нужды, готовый помочь; чуткий - отзывчи­вый, сочувствующий другим людям. Но часто рядом с добром идет зло. Зло - это все плохое, вредное: грубость, жадность, ненависть, равнодушие.

3-й ученик.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу.

От доброго - добро,

От злого зло родится.

Ведущий. Ребята, давайте поиграем.

Задание - заменить все плохие слова добрыми, противоположными  по  смыслу:

-  грубость (вежливость);

-  ненависть (любовь);

-  обман (доверие);

- злость (доброжелательность);

-  унижение (уважение);

-  равнодушие (внимательность).

Ведущий. Молодцы! Вот какими добрыми качествами должен быть наделен каждый человек. Много хороших дел ждет вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми - добрыми, честными, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства В каждом из нас есть маленькое солнце. Это доброта. Она согревает окружающих людей и помогает им в труд- ную минуту.

 

Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

Ситуации:

1.  Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

-  будете плакать;

-  ударите его;

-  сделаете ему замечание;

-  не скажете ничего;

-  пожалуетесь учителю.

2.  Один из одноклассников смеется над вашим дру­гом. Как вы поступите?

-  будете плакать;

-  пожмете плечами;

-  будете смеяться над ним;

-  будете защищать товарища кулаками.

3.  Вам не везет: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?

-  будете плакать;

-  продолжите играть;

-  начнете злиться;

-  ничего не скажете.

4.  Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?

-  пожалуетесь учителю;

-  будете кричать;

-  попытаетесь отобрать ее;

-  отлупите приятеля.

Ведущий: Хорошо или плохо быть толерантным? Будем разгадывать наш кроссворд. 

У. 1. От слова «привет» образуйте слово, отвечающее на вопрос «какой?» Д. Приветливый. У. 2. Запишите антоним к слову до свидания. Д. Здравствуйте. У. 3. Запишите синоним к словам красивый, пригожий Д. Прекрасный У. 4. Пословица. Вставьте пропущенное слово (ед. ч). С каким ____ живешь, такого обычая и держишься. Д. Народ. У. 5. Совокупность людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге. Д. Коллектив. Карточки словарных слов вывешиваются на наборное полотно. У. Прочтите ключевое слово. ТЕРПЕНИЕ

 

 

 

 

п

р

и

в

е

т

л

и

в

ы

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з

д

р

а

в

с

т

в

у

й

т

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

р

е

к

р

а

с

н

ы

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

а

р

о

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

о

л

л

е

к

т

и

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что значит, по-вашему, иметь терпение, быть терпеливым? Д. Быть выдержанным, спокойно переносить страдания, неприятности. У. Послушайте, как объясняется значение этого слова в словаре Ожегова. К слову «терпение» можно подобрать синоним «толерантность». Что обозначает это слово?. Попробуем разобраться.

 

Посмотрите и послушайте “Сказочку о счастье” внимательно, приготовьтесь отвечать на вопросы.

- Каким был король в начале истории?

- Почему изменился король?

- Всегда ли в жизни происходят такие замечательные изменения?

- Чему нас учит эта сказка?

 

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: “Нельзя так жить!” -
И с трона спрыгнул смело.
Да в миг порушить свой удел
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…

- А ну старуха пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Ещё немного – и ура!
Своё настигнуть счастье!

И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: “Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова.
Распилишь и уложишь…” -

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет

 

Тестирование

У. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Снова нам нужны будут кружки красного цвета. Если вы выбираете ответ, в котором у меня отмечено красным кружком, вы тоже оставляете себе красный кружок.

1. Саша плохо одет...

  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

  • Ты говоришь, что все мальчики – нули.
  • Ты разговариваешь с ним.

5. К тебе подходит ребенок-инвалид...

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.


Если у тебя 5 кружков, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 2 до 4 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.

У тебя менее 2 кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

Все мы знаем, как должны поступать в каждой ситуации. Но всегда ли правильно выбираем стиль поведения? Как стать более терпимым человеком, толерантным? Конечно, не у всех это сразу получится. Но этому можно научиться. Обратимся сначала к тем знаниям, которые у нас уже есть.

 Учитель:   Апельсины дождались своей очереди. Подойдите ко мне  и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

Как вам это удалось? А сейчас отвернитесь. Учитель  разрезает один апельсин на части и спрашивает – Чей это апельсин? – Почему трудно определить?

Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

5.У. А теперь еще раз назовите те общие качества, которые были названы На доске дети создают силуэт человека. На доске. Добрый, Умный, Смелый, Сильный, Улыбчивый, Преданный, Честный…

Д. Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут  ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга.

Учитель:

   Перед вами Цветок толерантности. Давайте попробуем рассмотреть лепестки этого красивого цветка.

Чем они отличаются? Что общего между ними?

Какие бы вы добавили лепестки?

(выслушать ответы воспитанников)

 

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

 

Кроссворд «Толерантность»

Все слова кроссворда читаются по горизонтали слева направо, кроме ключевого слова «толерантность». 

  • 1. Лишение терпимости, неумение считаться с чужим мнением (нетерпимость).
  • 2. Чувство гневного раздражения, недоброжелательности (злоба).
  • 3. Обсуждение чего – либо, кого – либо с целью вынести оценку, выявить недостатки (критика).
  • 4. Отсутствие умения проявлять стойкость, самообладание (невыдержанность).
  • 5. Отсутствие подлинных чувств, открытости, откровенности (неискренность).
  • 6. Столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор (конфликт).

  

Игра-тренинг «Волшебный цветок добра».

Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас ска­жу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего на­строения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согре­вает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удиви­тельный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радо­стью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согре­вающее душу настроение.

  Учитель. Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...

 

Учитель:

 Ребята! Обратите внимание! На каждой парте лежит текст со стихотворением. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать четверостишье.

Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

 

Понял я, что это – уважение

К мнению не только своему.

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

 

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

 

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

 

Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

 

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

 

Что такое толерантность?

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

 

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Все вместе (хором):

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

 

Правила, которые делают общение приятным, а тебя приветливым.      

Нельзя кричать, размахивать руками, показывать пальцем.

Нельзя быть назойливым, навязчивым и жадным.

О себе воспитанный человек говорит в последнюю очередь. Помни: я –

последняя буква в алфавите.

Не давай обещаний, если не уверен, что сможешь их выполнить.    

Не прерывай речь собеседника.

Девочки должны быть опрятными, не кричать, быть скромными,

казаться слабыми, чтобы мальчики хотели их защищать.

 

Высказывания известных людей:

  • Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (С. Сервантес).

 

 
© 2010-2015 МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Семья» города Чебоксары»
Наш адрес: г. Чебоксары, пр. Мира, д. 8. Тел./факс приемная: (8352) 63–37–17, директор: 63–27–14 | Филиал: ул. Кадыкова, д. 12. Офисы 89 и 91. Тел: (8352) 51–29–50.
Наш e-mail: moucentr@mail.ru | Также Вы можете написать нам письмо с сайта | | ©