Проектный метод

Использование проектного метода в разработке и проведении недели психологии в школе.

Подход к осуществлению некоего замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности, называется проектным.

Проектная деятельность отражает суть деятельностного подхода в  учебно-образовательном процессе, дает возможность воспитывать «деятеля», а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности их использования в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными ситуациями. Как показывают исследования, проектная деятельность учащихся способствует:

- формированию проектного мировоззрения и  мышления;

- развитию творческих способностей и  активности  учащихся;

- адаптации к современным социально - экономическим условиям жизни;

- развитию эрудиции и широкого кругозора.

 

Проектная деятельность осуществляется по следующим этапам:


I. Подготовительный (организационный) этап.

1. Выбор темы.

2. Изучение общественного мнения, сбор и обработка информации по теме.

3. Формулировка проблемы.

4. Определение целей и задач проекта.

5. Формирование  команды, определение возможностей ее членов.

6. Определение  основных направлений работы  в  рамках проекта.

7. Составление плана работы, определение предполагаемых сроков, сметы, конкретных ответственных.

 

Что надо делать

    Когда

Ответственный

Что необходимо

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

II. Основной этап.

1. Реализация проекта (проведение основных мероприятий по плану недели психологии).


III. Заключительный этап.

1. Защита проекта. Оценка полученных результатов в свете поставленной цели.

2. Определение перспектив развития проекта.

 Большая часть мероприятий недели психологии осуществляется с участием  учащихся старших классов, которые за это время имели возможность познакомиться с методом проектов и частично освоить проектную деятельность. Группы учащихся 9 - 11-х классов под руководством психологов участвуют  в разработке   проектов: «Правила толерантного поведения», «День толерантности в школе», «Толерантность - этика будущего». Дальнейшее освоение метода проектов может быть продолжено как  в учебной, так и во внеклассной  деятельности  школьников.  

 

Разработка программы недели психологии по теме «Толерантность».


 I.   Подготовительный этап.

Работа над проектом начинается со сбора информации по теме и изучения общественного мнения.  Актуальность выбранной темы обсуждается  на заседании совета старшеклассников и органов школьного самоуправления. Вся работа по проведению недели психологии  осуществляется  в тесном сотрудничестве с ними.

Для проведения опроса проводится анкета, позволяющая выявить характер представлений учащихся и педагогов о понятии «толерантность» и толерантном поведении.


Анкета.

Выберите из трех возможных ответов один, который наиболее близок к Вашей точке зрения в предложенных ситуациях и вопросах.

1. В вашем  классе появился новичок, взгляды которого не совпадают со  взглядами класса на большинство проблем. Он всех раздражает. Вы считаете, что лучше всего:

  а) объявить ему бойкот;

  б) не обращать на это внимание;

  в) постараться изменить свое отношение к новичку.

2. Ваш товарищ резко изменил свой  имидж и Вам это не понравилось. Вы  будете стремиться:

  а) «уколоть» его;

  б) игнорировать его;

  в) терпимо относиться к нему.

3. Как Вы относитесь к человеку, религия которого отличается от Вашей?

  а) мне хочется унизить и оскорбить его веру;

  б) каждый человек имеет право на свой выбор;

  в) с уважением отношусь к любой религии.

4. Как Вы относитесь к однокласснику из неблагополучной семьи?

  а) стараюсь не общаться с ним;

  б) не замечаю его;

  в) стараюсь поддержать его.

5. Что такое толерантность?

6. Что значит быть толерантным?

 

Если анализ результатов опроса показал, что опрошенные мало знакомы с понятием «толерантность» и имеются отдельные случаи проявления нетерпимости по отношению к окружающим. Исходя из этого,  формулируется проблема, ставятся цели и задачи недели психологии.


Проблема: недостаточный уровень представлений о понятии «толерантность» и  сформированности толерантного поведения.


Цель: способствовать формированию толерантного отношения к окружающему миру как осознанной жизненной позиции личности.


Задачи:

1. расширить представление учащихся и педагогов школы о понятии «толерантность»;

2. содействовать воспитанию межличностных отношений в духе принятия, понимания, признания;

3. провести психологические игры и уроки, позволяющие  учащимся получить непосредственный опыт и практические навыки толерантного поведения;

4. рганизовать деятельность педагогов и учащихся для ознакомления с проектным методом, способствующим формированию умений анализировать проблемные ситуации  и навыков сотрудничества;

5. определить перспективы развития проекта.

Уточняются основные направления работы  с учащимися и педагогическим коллективом, и составляется план.


План работы.


1. Оформить помещение школы. Разместить:

  • информационные стенды, плакаты, изречения, раскрывающие понятие «толерантность»;
  • объявление о неделе психологии;
  • план недели психологии;
  • стенгазеты, выполненные учащимися на тему «Чему нас учат религии мира».

 

2. Оформить «Уголок психолога» в методическом кабинете для педагогов с разработками уроков и внеклассных мероприятий по теме «Толерантность».

 

3.  Провести работу с педагогическим коллективом:

  • выступить на совещании учителей с целью введения их в тему недели психологии;
  • дать методические рекомендации учителям - предметникам

по развитию толерантности на уроках истории, обществознания, биологии;

  • провести беседу с классными руководителями по проведению внеклассных мероприятий на развитие толерантности.

 

4.   Организовать работу с учащимися:

  • провести психологические игры на развитие толерантности:

«Радужный камень» для учащихся начальной школы,

«Волшебный кристалл» для учащихся 5-7 классов,

«Встречи во Вселенной» для старшеклассников;

  • организовать работу проектной группы учащихся по разработке правил толерантного поведения и проведения дня толерантности в школе;
  • провести цикл лекций и бесед для творческой группы старшеклассников по теме: «Толерантность - этика будущего» с целью ознакомления с учениями В. Вернадского, М .Бахтина, В. Соловьева;
  • осуществлять руководство творческой группой учащихся по разработке и защите проекта «Толерантность - этика будущего;
  • курировать работу школьной пресслужбы по освещению мероприятий недели психологии.

 

5.   Подвести итоги недели психологии:

  • организовать получение «обратной связи» с помощью листа отзывов и предложений для учащихся и педагогов отдельно;
  • использовать методику «Цветопись» для выявления эмоционального отношения участников к прошедшей неделе психологии;
  • отчет о проделанной работе организовать в виде презентации творческих работ и защиты проектов на заключительной конференции;
  • подвести итоги игры «Тайный друг».

 

На этом же этапе назначаются ответственные за проведение конкретных мероприятий, устанавливаются сроки.


II.  Основной этап.

На данном этапе последовательно осуществляется работа по реализации запланированных мероприятий, начиная с оформления помещения школы. Материалом для оформления могут  быть различные плакаты, стенды, изречения известных писателей, философов, психологов, раскрывающие суть понятия «толерантность»  

Ключевые слова   недели психологии  слова золотого правила этики: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Весь материал для оформления помещения школы готовится заранее с привлечением к работе членов школьной редколлегии. Выпускаются стенгазеты на тему: «Чему нас учат религии мира», отражающие нравственные устои  и ценности, которые способствуют духовному развитию человека любой религиозной конфессии.  Вывешивается план  недели психологии, расписанный по дням, оформляется стенд работы пресс- службы, в котором могут быть следующие рубрики: «Что? Где? Когда?» (здесь точно указываются место, время и ответственные  за конкретные мероприятия), «Это интересно» (отмечаются известные и интересные факты по теме), «Ваши пожелания», «Заметки репортера» и др. В ходе всей недели психологии активно работает группа учащихся из 8-9-х классов  - «Репортеры». Они посещают все мероприятия, берут интервью у участников и освещают их в стенной печати. В методическом кабинете для педагогов оформляется «Уголок психолога», содержащий  разработки уроков, внеклассных мероприятий по развитию толерантности, заметки и статьи по теме из периодической печати.

Работа с учащимися строится таким образом, чтобы в ней могли принять участие все классные коллективы. Исходя из возрастных особенностей детей, осуществляется подбор  содержания и формы проведения мероприятий. Для учащихся начальной школы могут быть проведены психологическая игра «Радужный камень» и конкурс рисунка на тему «Спешите делать добро». Для учащихся среднего звена проводятся психологическая игра «Волшебный кристалл», классные часы по теме «Толерантность», уроки истории, обществознания, биологии в рамках темы.

Старшеклассники участвуют в психологической  игре    «Встречи во Вселенной» и   в разработке проектов по темам: «Правила толерантного поведения», «День толерантности в школе», «Толерантность - этика будущего»  


III.  Заключительный этап.

На заключительном этапе в последний день недели психологии проводится конференция, на которую приглашаются администрация школы, участники проектных групп, а также представители от каждого классного коллектива для подведения итогов. Для заключительной конференции желательно написать сценарий, в который могут быть включены не только отчеты и отзывы о проделанной работе, защита проектов учащихся, но и различные психологические игры и упражнения по теме недели психологии. Такая организация заключительной конференции способствует более полному включению в работу всех присутствующих, а также более глубокому осознанию целей и задач проведенной недели психологии.

Примерный план сценария  заключительной конференции:

1.  Вступительное слово психолога школы для введения в тему встречи.

2.  Игры и упражнения для «разогрева» присутствующих.

 

Игра «Скульптура».

Участники  создают «живые» скульптуры и угадывают их названия, в качестве которых могут быть понятия «толерантность», «терпимость», «понимание», «солидарность» и др.

Упражнение  «Кто больше».

Командам дается задание написать как можно больше качеств толерантной личности и обосновать свой выбор.

3. Выступления учащихся начальных классов и среднего звена с отзывами  и впечатлениями об участии в неделе психологии.

4. Драматизация и анализ ситуации интолерантного поведения в школе.

5. Презентация работы проектных групп по темам «Правила толерантного  поведения» и «День толерантности в школе».

6. Защита творческих работ учащихся по теме «Толерантность - этика    будущего».

7. Открытый микрофон.

8. Заключительное слово психолога и директора школы. Награждение  самых активных участников недели психологии почетными  грамотами. Краткое обобщение проделанной работы и определение перспектив развития  проекта по теме «Толерантность».


Перспективы развития проекта:

  • ежегодно проводить в школе  неделю  толерантности;
  • разработать программу по формированию толерантного отношения к себе и окружающему миру.  
  • организовать работу в течение учебного года. 

 
© 2010-2015 МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Семья» города Чебоксары»
Наш адрес: г. Чебоксары, пр. Мира, д. 8. Тел./факс приемная: (8352) 63–37–17, директор: 63–27–14 | Филиал: ул. Кадыкова, д. 12. Офисы 89 и 91. Тел: (8352) 51–29–50.
Наш e-mail: moucentr@mail.ru | Также Вы можете написать нам письмо с сайта | | ©