Мастер-класс для педагогов « Ключи от стресса»

Педагог-психолог МБОУ «Центр ППРК «Семья» г. Чебоксары Сергеева Ольга Евгеньевна.

 

Вводное слово ведущего.

Притча. Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. "Разве тебе безразлична судьба детей?" - спросили спасатели. Третий путник им ответил: "Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить» 

Также и мы с вами должны потратить огромные усилия на профилактику, чтобы предотвратить возникновение суицидальных мыслей, намерений у подростков. Чужих детей не бывает…

Одним из факторы препятствующих возникновению суицидального поведения является :

  • Психологическая гибкость и адаптированность,
  • умение компенсировать негативные личные переживания,
  • использовать методы снятия психической напряженности.

 

Знакомство участников. Разминка.

Участникам предлагается назвать свое имя и сказать о том как они обычно справляются со стрессом.

 

Основная часть

Стресс - ( от англ. Stress – напряжение) – состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Может оказывать как положительное так и отрицательное влияние на жизнедеятельность, вплоть до её полной дезорганизации.

 

Каков же механизме возникновения стресса?

Чтобы получить более наглядный ответ на этот вопрос, давайте представим себе «дерево стресса». Как и всякое дерево, оно имеет корни, ствол и крону.

Это вредное дерево. Его листья – симптомы стресса, плоды – болезни, к которым приводит стресс.

Симптоматичесий уровень помощи при стрессе дает быстрые, но крайне нестойкие результаты. Если ствол и его корневая система не затрагиваются, то на месте одного сорванного листа вскоре появляется другой, и все начинать заново.

Ствол дерева стресса – это напряжение (психологическое и физиологическое). Ствол дерева появляется из корней, на нем держится крона. Подобным образом, напряжение формируется причинами стресса и служит основой для разнообразных симптомов стресса. Напряжение – главный механизм развития всех симптомов стресса.

Существуют разные способы борьбы с напряжением. Наиболее эффективным  является релаксационный тренинг по методу Эдмунда Джекобсона. Данный тренинг является одной из методик поведенческой психотерапии и успешно используется во всем мире на протяжении последних 80 лет.

Корни – это причины стресса, или стрессоры. Стрессор  этот любой фактор, который вызывает напряжение.

Психологический стрессор всегда состоит из двух частей:

  • 1) ситуации вызывающие стресс;
  • 2) отношение человека к этой ситуации.

Достаточно устранить любую из составляющих, чтобы причина стресса перестала действовать. Конечно, если есть такая возможность, лучше избавиться от ситуации вызывающей стресс. Но это далеко не всегда возможно. В таких случаях наилучшим вариантом является изменение отношения к проблеме.

 

Итак существуют три уровня управления стрессом:

  • 1. Нейтрализация симптомов, (самый легкий и дает наименее стабильные результаты)
  • 2. Уменьшение напряжения.
  • 3. Устранение причин (наиболее трудоемкий, но зато и наиболее надежный.

 

Далее участникам предлагается выполнить несколько упражнений на мышечную релаксацию

 

1. Упражнений  «Лимон». Участники сидят на стульях. Руки опущены вниз. Представим что у нас в каждой руке по лимону, из которых нужно выжать сок. Сначала напрягая одну руку выжимаем сок одного лимона. То же самое проделываем и со вторы лимоном. Затем упражнение выполняется двумя руками одновременно.

Упражнение «Муха». Участникам необходимо представить, что надоедливая муха пытается присесть им то на нос, то на рот, то на лоб, на щеку и т.д., необходимо без помощи рук прогонять её с лица при помощи потока воздуха изо рта (сдувать)

2. Упражнение  «Точечный массаж»

Учимся массировать кончиками пальцев наиболее важные, биологически активные точки.

  • 1 точка – в конце складки между большим и указательным пальцами вашей руки. Массируем точку у основания большого пальца 2-3 сек.
  • 2 точка – в промежутке посередине между бровями, над переносицей (третий глаз)
  • 3 точка -  это макушка, массируем легкими вращательными движениями, или с помощью специального масажера  для головы.
  • 4 точка – под коленной чашечкой. Если положить руку на колено ладонью на чашечку, сомкнув пальцы вместе, то эта точка придется как раз по безымянный палец.
  • 3. Упражнение «Обучение навыкам диафрагмального дыхания».

 

Далее участникам предлагается поработать над изменением отношения к ситуации (фактам) и развитием уверенности в себе устойчивости к стрессу.

 

4. Упражгнение «Волшебная рука»

Участникам предлагается на листе бумаге обвести свою руку. На пальцах написать свои хорошие качества, а на ладони те которые хотелось бы изменить.

Обсуждение. Какие качества было легче писать? Почему?

 

5. Упражнение «»Обратная сторона медали»

Ведущий собирает работы участников и с каждого листа произносит по одному отрицательному качеству. Участники должны сказать, чем данное качество полезно человеку. Или продолжить фразу «…быть хорошо, потому что….»

 

6. «Упражнение  комплименты»

 

Группа делиться на две равные части. Участники встают и образуют внутренний и внешний круги. Участники стоят лицом друг к другу. Участник из внешнего круга говорит участнику во внутреннем круге «Мне кажется что ты…», тот отвечает: « Да я (повторяет), и еще я….» Затем участники меняются кругами.

Обсуждение. Какие чувства Вы испытывали. Что было трудным?. Трудно или легко отвечать на комплимент? Что больше понравилось делать комплимент или отвечать?

 

7. Упражнение «Дорисуй и передай».

Инструкция: «Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать, что хотите. По хлопку передадите свой лист соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дольше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.»

Обсуждение. Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением?

 

8. Философский подарок

Наша встреча подходит к концу и мне хочется поздравить Вас с наступающим днем матери  и предложить выбрать по одному высказыванию, которое может быть если понравиться Вам станет Вашим девизом по жизни. Участники вытягивают по одному высказыванию.  Если будет время комментируют по желанию.

 

Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.

Жизнь – это красота. Увлекайся ею.

Жизнь – это мечта. Осуществи ее.

Жизнь – это вызов. Прими его.

Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни ее.

Жизнь – это игра. Стань игроком.

Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.

Жизнь – это приобретение. Охраняй его.

Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна.

Жизнь – это тайна. Познай ее.

Жизнь – это долина слез. Преодолей все.

Жизнь – это песня. Допой ее до конца.

Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в нее без страха.

Жизнь – это удача. Ищи это мгновение.

Жизнь такая интересная – не растрать ее.

ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ. ЗАВОЮЙ ЕЕ.

Завершение и подведение итогов

 

9. Вместо анкет обратной связи участникам предлагается сочинить синквейн

Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.  (свой взгляд на сегодняшнее занятие)

 

Правила составления синквейна.

  • правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;
  • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

 

10. «Весы жизни»

На столе у меня стоят весы-это весы жизни. Одну чашу весов назовем строчкой из песни «Я люблю тебя жизнь!» а другую чашу, также строчкой из песни «А нам все равно…». Я хочу, чтобы вы свой шарик (стикер), назовем его шарик разума (каждому учащемся раздается по небольшому шарику или маленькому сувениру) положили  (прикрепили) на ту чашу весов, на которую вам подсказывает ваше сердце, ваше внутренне состояние, ваше будущее. 

 
© 2010-2015 МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Семья» города Чебоксары»
Наш адрес: г. Чебоксары, пр. Мира, д. 8. Тел./факс приемная: (8352) 63–37–17, директор: 63–27–14 | Филиал: ул. Кадыкова, д. 12. Офисы 89 и 91. Тел: (8352) 51–29–50.
Наш e-mail: moucentr@mail.ru | Также Вы можете написать нам письмо с сайта | | ©