Упражнения для развития речи и мыслительных процессов

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

В.А. Сухомлинский

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий находится в стадии формирования. Именно в этом возрасте необходимо развивать речь, память, мышление, внимание. 

Учеными Института физиологии детей и подростков была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни учеными разработан особый метод: ребенка просят показать один палец, два пальца и три. Если ваш ребенок смог выполнить это упражнение, т.е. показать один, два, а затем и три пальчика, то можете поздравить себя: ваш ребенок готов к говорению и если еще не сделал этого, то очень скоро заговорит. Однако если движения вашего ребенка скованные, а пальцы напряжены, то следует немедленно воспользоваться нашими советами. 

Специалисты из института им. Г. И. Турнера рекомендуют начинать работу по развитию моторки с 2 месяцев. В этом возрасте они рекомендуют следующие упражнения: 

потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить, движения должны быть очень легкими и нежными; 

выполнять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону. 

Мы рекомендуем мини-тренажёры. В качестве таких тренажёров можно использовать "мохнатые" шарики из латекса (они продаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром 3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая эти шарики, его руки сохраняют правильную форму.

  • В 4-5 месяцев для массажа используем крупные шарики. Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать мячик между его ладоней и покрутить. 
  • В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать упражнение "Причёсывание": руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдоль головы вперёд и назад. При выполнении этого упражнения работают мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же возрасте переходим к массажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его фалангу. Проводим разминание ежедневно в течение 2-3 минут.
  • В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляем прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) в течение 3-4 минут. 
  • В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцы, проводим упражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные упражнения, созданные талантом нашей народной педагогики: "Ладушки", "Сорока - белобока", "Коза рогатая". 

В этом возрасте рекомендую использовать при проведении упражнений игрушки-пищалки. 

 

Упражнение "Утёнок". 

Ребёнку дать игрушку-пищалку. Под ритмичное  проговаривание взрослый  сжимает и разжимает зажатую в руке  ребенка игрушку (утёнка, котенка, цыпленка). 

Ты, утёнок, не пищи, 

Лучше маму поищи.

 

Упражнение "Киска". 

Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения. 

Киска, кисонька, кисуля! - 

Позвала котенка ... (имя вашего ребёнка) 

Не спеши домой, постой! - 

И погладила рукой. 

В 10-12 месяцев предлагайте ребёнку разбирать и собирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте начинайте учить ребёнка держать ложку, чашку, карандаш. Начинайте учить рисовать "каракули". 

 

Итак, основные моменты. 

Основные этапы развития моторных навыков руки:

  • 8-12 месяцев: ребенок берёт мелкий предмет 2 пальцами (кончик большого и указательного пальцев) - точный "пинцетный захват".
  • 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предметы под контролем зрения.
  • 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней.
  • 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, подносит телефонную трубку к уху).
  • 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать "каракули".
  • 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги; хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завёрнутый в бумагу предмет.
  • 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик.
  • 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения.
  • 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамидку без учёта колец.
  • 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной.
  • 17-24 месяца: ребенок схватывает движущийся предмет.
  • 18-24 месяца: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу.
  • 20-24 месяца: ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.
  • 21-22 месяца: ребенок переливает жидкость из одной емкости в другую.
  • 22-24 месяца: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.

 

Уважаемые родители! Обнаружив у ребёнка отставание в моторном развитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь. Займитесь пальчиковой гимнастикой. Упражнения, предлагаемые мной в следующих статьях, помогут вам в этом. 

Удачи и терпения вам в занятиях со своими детьми!

Подготовила Александрова Надежда Ильинична, учитель-логопед.

 

 
© 2010-2015 МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Семья» города Чебоксары»
Наш адрес: г. Чебоксары, пр. Мира, д. 8. Тел./факс приемная: (8352) 63–37–17, директор: 63–27–14 | Филиал: ул. Кадыкова, д. 12. Офисы 89 и 91. Тел: (8352) 51–29–50.
Наш e-mail: moucentr@mail.ru | Также Вы можете написать нам письмо с сайта | | ©