Когда нужно обращаться к логопеду?

Пускать на самотек развитие детский речи нельзя. Родители должны приложить достаточно усилий, чтобы она развивалась без задержек. Взрослые просто обязаны вовремя заметить детские проблемы в этой области. Ведь от этого будут зависеть дальнейшие успехи малыша в усвоении предметов школьной программы и вся его дальнейшая жизнь. Надеяться на чудо и ждать, что детские нарушения речи пройдут сами по себе с возрастом, не стоит.


Когда нужно обращаться к логопеду?

Вы это тоже слышали: «К логопеду нужно обращаться после 5-ти лет?». Это не так. Чем раньше ребенка посмотрит логопед, тем больше вероятность исправить речь. Многие речевые нарушения имеют под собой органическую основу, т.е. связаны с недоразвитием или особенностями строения коры головного мозга. А человеческий мозг активно развивается именно у детей в дошкольном возрасте. Так, например, фонематический слух (способность воспринимать и различать звуки речи) легче исправить у детей в возрасте до 5-6-ти лет, пока в коре головного мозга формируется зона Вернике, отвечающая за восприятие звуков человеческой речи. Разумеется, если срок пропущен, не стоит опускать руки, просто это займет больше времени.

Желательно профилактический осмотр у логопеда проходить ежегодно, начиная с 1-2 лет. Дело в том, что речь, особенно в детском возрасте очень быстро развивается и видоизменяется, и на каждый возрастной период существуют определенные речевые нормы.

 

Теперь чуть поподробнее, когда стоит начинать беспокоиться:

  • Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издаёт забавных звуков типа «кхх, акхх, агы и т.д. и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу, та-та-та, ма-ма-ма…), стоит обратиться к специалистам (невропатологу, логопеду, возможно сурдологу) примерно в год.
  • Если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных слов типа «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своём» языке, причем много и активно – на консультацию к невропатологу и логопеду: возможно, это сенсорное нарушение.
  • Если ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» - на консультацию к невропатологу и логопеду, возможно, это моторное нарушение.
  • Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» - обратитесь за консультацией к логопеду или психологу. В одном случае у ребенка речевое нарушение, в другом случае, может быть, психологические проблемы, и ребенок так привлекает к себе ваше внимание.
  • · Если ребенок оглушает звонкие согласные звуки: б, г, д, а возможно еще и в, з, ж – обратитесь к логопеду и сурдологу.
  • Если ребенок искажает звуки, то есть «картавит, гнусавит, шепелявит» обратитесь к логопеду в любом возрасте, потому как искажения звуков самостоятельно не исправятся.
  • Если ребенок в возрасте 3,5 – 4,5 лет не произносит звуки к, г или заменяет их на звуки т, д – к логопеду.
  • · Если ребенок в возрасте 4,5 – 5 лет не произносит звуки ш, ж, щ, ч, с, з, ц, л, ль, й – к логопеду.
  • Если ребенок в возрасте 5 – 5,5 лет не произносит звуки р, рь – к логопеду.
  • Если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с письмом – после второй учебной четверти необходимо обратиться за консультацией к логопеду или психологу. Возможно, у ребенка дисграфия или же дефицит внимания.


Если ваш ребенок не говорит.

Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым - был крепким и здоровым, умным, успешным и удачливым. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. 


«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие»

Галилео Галилей

Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные, шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и уверенно. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.

  • Говорите больше с ребенком.

Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

  • Озвучивайте любую ситуацию.

Ребенок должен видеть и слышать Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активен, постоянно двигается, если ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

  • Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу.

Дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

  • Повторяйте помногу раз одно и то же слово, да и фразу,

меняя порядок слов: «Птичка прилетела! Красивая птичка прилетела! Прилетела птичка, села на окошко! Какая красивая птичка! Кто сидит на окошке? Птичка сидит! Иди к нам, птичка!» Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы малыш усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды. Обязательно спустя некоторое время рассмотрите птиц в книге, на улице во время прогулки, покормите птиц.

  • Не употребляйте слишком много длинных фраз.

Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

  • Очень важно: хорошее настроение.

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

  • Изучать новое различными способами.

Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же называйте этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно.

  • Принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт.

Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд). Поддерживайте его стремление общаться. «Дя-дя-дя, ма-ма-ма, ба-ба-ба, бя-бя-бя»; с разными гласными: «ба-бо-бу-бе-бы-би». Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел их повторить.

  • Уважайте его попытки говорить.

В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или с вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо слышать себя.

  • Играя, учите подражать.

Играйте в игры «Две собачки лают», «Две киски мяукают», «Мы в лесу: ау – ау». Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

  • Расширяйте словарь малыша.

Ребенок владеет словами на двух уровнях: понимает слова – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена зверей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т.д. Затем «Что это?»

  • Развивайте фонематический слух.

Побуждайте  различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса – крыша, нос – нож): «Посмотри, это крыша. Где крыша? Вот крыша. Это крыса. Где крыса. Вот крыса. А где крыша? А где крыса?»

  • Читайте короткие стихи, сказки.

Перечитывайте их много раз. Не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

  • Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук.

Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму.

  • Только Вы.

Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности помогут Вашему ребенку развиваться гармонично.

  • Недостаточный опыт общения со взрослыми

будет влиять тогда, когда взрослые очень мало говорят с малышом и ребенку не хватает услышанных слов. Взрослые сводят до минимума свое обращение с ребенком, их речь в основном состоит из запрещений типа «нельзя» и «замолчи». Кроме того, играет роль сама речь взрослого – её правильность и богатство.


Если нормальный ребенок после двух лет не проявляет потребность заговорить, желательно выяснить, пытается ли ребенок общаться со взрослыми посредством любых звуков или жестов. Если малыш хочет как-то общаться, то в ближайшие месяцы могут появиться слова. Однако, если ребенок достиг 2,5 лет, то отсутствие речи должно настораживать, независимо от того, на сколько он продвинулся в остальном или насколько выразительна его бессловное общение. В таком случае необходимо обратиться к специалистам: невропатологу и логопеду.

 

 
© 2010-2015 МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Семья» города Чебоксары»
Наш адрес: г. Чебоксары, пр. Мира, д. 8. Тел./факс приемная: (8352) 63–37–17, директор: 63–27–14 | Филиал: ул. Кадыкова, д. 12. Офисы 89 и 91. Тел: (8352) 51–29–50.
Наш e-mail: moucentr@mail.ru | Также Вы можете написать нам письмо с сайта | | ©