Роль семьи в воспитании детей.

Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье,     усвоение элементарных норм и правил человеческого общения,   принятие взаимных обязательств супругов по отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям.  Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты.

Часто  причиной такого рода аномалий является недопонимание супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу. Также существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей.

Основными путями и способами практического устранения отрицательного влияния перечисленных факторов на воспитание детей являются достижение взаимопонимания и гармонизация личных  взаимоотношений супругов.

 

Они предполагают принятие ими следующих основных принципов построения взаимоотношений:

  • Не ставить перед собой задачу обязательно переделать супруга на свой лад. Гораздо лучше и проще попытаться понять его как личность, встать на его точку зрения, найти разумный компромисс в том, что кажется непривычным, необычным, вызывающим протест, но не является существенным для воспитания детей.
  • Искать и всеми возможными способами укреплять общее во взглядах, позициях, особенно по вопросам воспитания.
  • При возникновении различий в подходах, которые неизбежны в силу того, что люди, вступающие в брак, это уже сформировавшиеся личности,  не доводить такие различия до конфликтов. Возникающие разногласия обязательно необходимо обсуждать. В спорах и дискуссиях сторон должен отчетливо проявляться настрой на компромисс.
  • Не стесняться открыто признавать свои ошибки, сомневаться в собственной правоте.
  • Прежде чем критически отнестись к своему супругу, нужно столь же критически оценить самого себя. Для этого всегда можно найти достаточно много веских оснований.

 

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия. Но чаще используют поощрение и   наказание. Похвала родителей, с которыми ребенок находится в дружеских отношениях, обычно более действенна, чем та, которая получена от холодных и равнодушных родителей. Нельзя забывать, что самым эффективным средством может быть пример родителей.   В результате разумного применения поощрений развитие детей как личностей можно ускорить, сделать ребенка  более успешным, чем при использовании запретов и наказаний.

Наказание необходимо, но лишь тогда, когда поведение ребенка изменить другим способом практически невозможно. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность.   Наказание более эффективно в том случае, если проступок ребенка, за который он наказан, разумно ему объяснен.   Ребенок, которого часто наказывают или на которого часто кричат, отчуждается от родителей,   проявляет повышенную агрессивность.

Детские психологи  советуют родителям говорить с ребенком как со своим лучшим другом, языком не только любви, но и уважения.    Команды, приказы, требования — обычно дети протестуют именно против них.  Используйте слова, которые формируют уверенность и высокую самооценку вашего ребенка. Язык уважения, на котором вы   разговариваете, позволит вашим детям выбирать более конструктивное поведение, участвовать в принятии решений и научиться нести ответственность за свой выбор.

Дети наслаждаются жизнью, купаясь во внимании всех взрослых членов семьи. Благодаря этому у них формируется чувство значимости и ценности. Однако постоянное или  излишнее  внимание к ребенку может навредить ему. Существуют важные события в его жизни — дни рождения, поступление в школу, переход из класса в класс, победа в соревнованиях и т.п., когда он становится центром всеобщего внимания, и это способствует усилению его мотивации — продолжать в том же духе. Но, отметив успех ребенка, родители обязательно должны переключаться на удовлетворение собственных нужд и потребностей. Детей необходимо приучать к тому, что если родители заняты собой — это естественно. Дети, которые это осознают, искренне радуются, когда родители отрываются от своих дел, чтобы побыть с ними вместе, и не воспринимают постоянное присутствие мамы рядом, как само собой разумеющееся. Когда родители уделяют внимание ребенку постоянно, удовлетворяют все его потребности, накапливается их личностная неудовлетворенность, они начинают чаще злиться, срываться на ребенка, в то время как он растет эгоцентричным и не умеющим сотрудничать. Необходимо находить разумный баланс между интересами ребенка и своими собственными интересами.

 

 
© 2010-2015 МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Семья» города Чебоксары»
Наш адрес: г. Чебоксары, пр. Мира, д. 8. Тел./факс приемная: (8352) 63–37–17, директор: 63–27–14 | Филиал: ул. Кадыкова, д. 12. Офисы 89 и 91. Тел: (8352) 51–29–50.
Наш e-mail: moucentr@mail.ru | Также Вы можете написать нам письмо с сайта | | ©