Печать E-mail

Адаптация первоклассников к школе.

Новые обязанности — первые трудности.

О том, что начало обучения в школе — один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Но что значит «серьезный момент»?

Изменяется вся жизнь: все подчиняется школе, школьным делам и заботам.

Начало обучения — очень напряженный период еще и потому, что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Ребёнок сталкивается с совершенно непривычными для себя условиями. Ему необходимо выполнять множество новых правил, на уроках нужно спокойно и внимательно слушать учителя.

Первокласснику трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе и просто сидеть так долго. На переменах также нужно соблюдать дисциплину, нельзя бегать, кричать.

Первый год в школе — это своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь. Порой родителям не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты.

Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы ребенок освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной жизни.

Социально-психологическая адаптация детей к школе может проходить по-разному. Большинство детей (56%) адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у этих детей отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем. Но к концу первой четверти ребенок полностью осваивается с новым статусом ученика, с новыми требованиями, с новым режимом.

Вторая группа детей (30%) имеет более длительный период адаптации, эти дети с трудом привыкают к требованиям учителя. Они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Они могут испытывать трудности и в освоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям учителя.

Третья группа (14%) — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями, кроме того, они не осваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается, эти дети не могут принять ситуацию обучения.

Необходимо заметить, что за внешним проявлением негативных форм поведения ребенка могут быть самые разные причины. Среди этих детей могут быть и те, кто плохо воспитан, и те, у которых отмечается слабость нервной системы. Для определения истинных причин «плохого поведения», если оно очень беспокоит учителей и родителей, стоит обратиться к специалистам (психологу, врачу-психотерапевту или неврологу).

Часто такие дети становятся «отверженными», что в свою очередь рождает реакцию протеста: они «задираются» на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь хоть так выделиться. В дальнейшем у них пропадает желание ходить в школу. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать эти затруднения адаптации, то все это вместе может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.

Проблема адаптации ребёнка к школе может успешно разрешиться внимательным и грамотным подходом учителя, поддержкой родителей и помощью специалистов.

Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно!

 

Уважаемые родители!

Мы приглашаем в Центр Семья, если у Вашего ребенка есть трудности адаптации:

- быстро утомляется, капризничает, часто плачет,

-у него плохой аппетит, головные боли, подавленность,

-стал проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу,

-не хочет ходить в школу.

 
© 2010-2015 МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Семья» города Чебоксары»
Наш адрес: г. Чебоксары, пр. Мира, д. 8. Тел./факс приемная: (8352) 63–37–17, директор: 63–27–14 | Филиал: ул. Кадыкова, д. 12. Офисы 89 и 91. Тел: (8352) 51–29–50.
Наш e-mail: moucentr@mail.ru | Также Вы можете написать нам письмо с сайта | | ©