«О тебе и твоих друзьях»

Программа формирования установок толерантного сознания и поведения у детей и подростков «О тебе и твоих друзьях»

 

Этот материал поможет заинтересованным взрослым организовать работу с детьми от 6 до 14 лет. На занятиях дети лучше узнают о себе и других, вспомнят правила поведения, расширят знания в области человеческих отношений, убедятся в преимуществах культуры мира.  Форма проведения и содержание занятий способствует личностному росту участников проекта, сплочению детского коллектива.

Актуальность программы. Необходимость  программы  по развитию толерантного сознания вызвана событиями, происходящими в мире. Проявление нетерпимости, непримиримости ведет к серьезным последствиям: от раздражительности, пренебрежения к другим до этнических чисток и геноцида. Нетерпимость способствует совершению преступлений. Она имеет широкий диапазон: оскорбления, насмешка, игнорирование, предубеждение, этноцентризм, поиск врага, преследование, запугивание, дискриминация, расизм, ксенофобия, национализм, фашизм, империализм, эксплуатация, изгнание, репрессии, войны, терроризм.

В этой связи важным становится воспитание у подрастающего поколения основ толерантного сознания и поведения, усвоение знаний в области человеческих отношений, привитие психологической культуры.

В программе уделено внимание вопросам прав ребенка. 13 июля 1990 года Конвенция о правах ребенка вступила в действие после ратификации Верховным Советом СССР, а в1991 все международные обязательства приняла на себя Российская Федерация. Социологические исследования показывают, что более четверти детей не знают названия документа, в котором декларированы их права.

Термин «толерантность». В словаре иностранного языка приведено толкование толерантности как терпимость к чужому мнению, вероисповеданию. На самом деле это международное понятие более широкое. В Декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной Конференции Юнеско в 1995 году, категория «толерантность» подвергнута тщательному анализу. Суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого, уважения прав другого, а также воздержание от причинения вреда, т. к. вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.

Общее содержание понятия толерантности не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки. В английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во  французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других», в персидском – «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению» и т. д.

Термин «толерантность» раньше использовался в медицине и в гуманитарных науках, означая «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию».

В русском языке существуют два слова со сходным значением: толерантность и терпимость. Но слово «терпимость» часто ассоциируется с пассивным принятием реальности, непротивлением, способностью «подставить вторую щеку». Толерантные установки, напротив, отличаются активной жизненной позицией, предполагают защиту прав любого человека, недопустимое отношение к проявлениям нетерпимости.  *

 

Приведенные ниже критерии толерантности могут подходить к различным группам людей, начиная от семьи и класса, заканчивая обществом.

  • Равноправие (равный доступ к социальным благам, образовательным и экономическим возможностям)
  • Взаимоуважение членов группы, доброжелательность, терпимое уважение по отношению к различным группам (инвалидам, беженцам, сексуальным меньшинствам)
  • Сохранение  и развитие культурной самобытности и языков малых народов
  • Возможность следовать своим традициям всех культур, представленных в данном  обществе
  • Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других
  • Совместное решение общих проблем, сотрудничество, солидарность
  • Позитивная лексика

       На занятиях дошкольников и младших школьников  ведущий употребляет термин ”толерантность”, в старшем возрасте предполагается  введение его в активный словарь.

 

Форма проведения. Предлагаемая программой тренинговая форма  занятий является  наиболее эффективной и современной. Она предполагает активное участие каждого участника: при выполнении упражнений, ролевых игр они обсуждают свое отношение, проговаривают свои переживания, чувства. В результате достигается реальное осознание происходящего, своих ресурсов, что является необходимым для личностного роста. Кроме того, они учатся ценить интересы других участников группы, а безоценочность создает атмосферу безопасности, доверия, открытости. Для более эффективной работы обязательно деление группы, класса на подгруппы по 10-12 человек.

Этого не требуется в начальных классах.


Количество занятий и частота проведения занятий. Программой предлагается  по 7 – 8 занятий, 2 – 3 раза в неделю. Это зависит то конкретных условий учреждения.


Требования к ведущему. При разработке программы учитывалось, что ее реализация невозможна лишь силами психологов. Подробное описание упражнений, инструкции, цели, вопросы для обсуждения помогут ведущему  решать поставленные задачи. Методикой проведения тренингов могут овладеть воспитатели дошкольных учреждений, учителя, классные руководители, социальные педагоги. Они могут получить консультации специалистов, принимать участие в  различных тренингах, чтобы иметь навыки участия в них.

Ведущий должен быть уравновешенным, рассудительным, внимательным, способным к эмпатии,  без склонностей к тревожности и фрустрации.

Термин «руководитель» подразумевает, что в группе главным является кто-то один и что он наделен властью оказывать влияние на других (в данном случае – ведущий). Это предполагает также максимальную личную ответственность и автономию членов группы, безопасность каждого. Словом, это должна быть зрелая личность. Обязательным при проведении тренингов является безоценочность, принятие. От ведущего зависит результат занятий.


Место проведения. Для проведения занятий в детском дошкольном учреждении, как правило, есть все условия: это - свободная часть групповой комнаты, зал. В условиях школы желательно проводить такие занятия в просторной уютной комнате, где есть стулья по количеству участников, возможность вывесить работы, разместить плакаты, выполнить рисунки.


Структура программы

Данная программа состоит из 4-х подпрограмм.

1. “Радуга толерантности” для старшего дошкольного возраста

2. “Путешествие в страну Толерантности” для учащихся 3 – 5 классов

3. “Я и другие” для учащихся  6 - 7 классов 

4. “Толерантное общение” для учащихся  8 - 9 классов.

Экспериментальная работа психологов района по программе “Учимся толерантности” авторов Солдатовой Г.В, Шайгеровой Л.А., Шаровой О.Д. показала, что  эту программу целесообразнее проводить в самом старшем  звене.

Каждая программа сопровождается объяснительной запиской, что позволяет использовать подпрограмму отдельно. План программы позволяет ориентировать в структуре и содержании занятий. В содержание занятий могут вноситься изменения, в зависимости от конкретной группы, личности ведущего, его опыта.

В целях более эффективного усвоения знаний учащимися по программе  толерантности рекомендуется просветительская  работа среди учителей и родителей, а также проведение с ними тренинговых занятий и других форм работы по данной теме.

 

Программа «Радуга толерантности» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование основ толерантного сознания и поведения.

Задачи:

1. Осознание своего «Я», своих чувств.

2. Формирование адекватной самооценки.

3. Воспитание уважительного отношения к людям разных национальностей. 

4. Привитие норм и правил поведения, принятых в обществе.

5. Развитие социальной активности

 

Пояснительная записка

Данная программа рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста и предусматривает серию занятий, которые призваны заложить основы толерантного сознания и поведения. Они предполагают сообщение детям знаний из области человеческих отношений, а также выработку умений и навыков социального поведения, что является профилактикой конфликтов.


Структура занятий. Занятия начинаются с ритуала начала. Это значит, что начало будет примерно одинаковым, например, все стоят в кругу. Во-вторых, далее следует определенное действие, например, каждый должен улыбнуться соседу слева и соседу справа.

В следующей части основным является выполнение специально подобранных упражнений. Программа предусматривает разную деятельность детей и их активное участие:  сюжетные игры, проигрывание ситуаций, пение, рисование. Большое место в данной программе занимает обучение детей техникам релаксации. Она служит для снятия напряжения, овладения умением управлять своим поведением, входить в состояние покоя. Часть упражнений включены в занятия, они также имеются в приложении.

В заключительной части проводится обсуждение, спокойные упражнения.

Содержание данной программы направлено на воспитание уважительного отношения к себе, к членам своей семьи, к сверстникам: мальчикам и девочкам. На занятиях актуализируются знания правил поведения в общественных местах.

Занятия могут проводиться как самостоятельный цикл, так и включаться в блок познавательных занятий конкретного учреждения. В любом случае должна присутствовать связь с другими занятиями в целях закрепления знаний и более широкого подхода к решению поставленных задач.

Продолжительность занятий 20 – 25 минут, но может варьироваться в зависимости от самочувствия группы, а также  может быть продолжено на занятиях изобразительной деятельности. Целесообразно деление группы на две подгруппы. Заключительное занятие – праздник – проводится целой группой вместе с родителями.

Ведущий употребляет термин «толерантность». Радуга толерантности строится на каждом занятии: по мере проведения занятий на заготовленную модель радуги, которая имеет все цвета, но тона только обозначены, прикрепляется (или наклеивается) дуга более интенсивного цвета. Каждая тема связана с определенным цветом: например, толерантность к природе – с зеленым, толерантность к себе – с красным и т. д. На последнем занятии прибавляется фиолетовый цвет – получилась яркая радуга. Заканчивается праздником, посвященным республике Чувашия.

Содержание  седьмого занятия необходимо дополнить, исходя из подготовки детей конкретной группы. Так, если в дошкольном учреждении при изучении чувашского языка дети уже познакомились с бытом, национальным костюмом, вышивкой, то можно включить новый интересный материал, либо закрепить пройденное.

То же предусмотрено при планировании праздника толерантности: в разработке представлена лишь «оболочка», и она может быть наполнена другим содержанием.

 

План программы

 

Занятие 1. Тайна моего имени. Красный цвет.

 

1. Беседа

Заинтересовать, настроить на занятие

2. «Мое имя»

Принятие имени, самоуважение.

3. «Клубочек»

Воспитывать сплоченность, дружбу

4. «Расскажи мне обо мне»

Почувствовать внимание к себе.

5. Рисование своего имени

Принятие себя

Занятие 2. Я и мы. Оранжевый цвет

 

1. Беседа

Настроить на занятие

2. «Мы – разные»

Понимание своей индивидуальности и других.

3. «Разные глаза»

Наблюдательность, развитие экспрессии

4. «Ласковое имя»

Принятие других.

5. «Ларать – ларать»(сидит-сидит)

Почувствовать внимание к себе

6. «Паровозик»

Почувствовать общность с другими

Занятие 3. Я и моя семья. Желтый цвет.

 

1. Беседа

 

2. «Домашний фотоальбом»

Понимание сопричастности к семье, самоуважение.

3. «Курица и цыплята»

Почувствовать заботливое отношение матери к своим детям.

4. «Колыбельная»

Чувствовать благодарность, защищенность.

5. «Семейный портрет» рисование

Положительное отношение, чувство доверия.

6. Приложение. Рассказ «Надо и хочется»

Сочувствие, желание помогать

                          Занятие 4. Общение с природой. Зеленый цвет

 

1. Беседа

Общность с природой, релаксация

2. «Мы похожи на деревце»

Обучение релаксации

3. «Рождение дерева»

Проявление эмпатии

4. «Почему грустит котенок»

Любовь к животным

5. «Собака и поводырь»

Обучение релаксации

6. «Чудесный сон котенка»

Обучение релаксации

7. Рисование

Возможность самовыражения

                           Занятие 5. Учимся общению. Голубой цвет

 

1. Беседа.

Настроить на занятие

2. «Цветной воздух»

Обучение релаксации, развитие сензитивности, создание позитивного настроя

3. «Жмурки»

Осторожное обращение друг к другу

4. Сюжетно – ролевые игры

Упражнение в выполнении правил поведения в общественных местах

5. «Хорошо – плохо»

Закреплять правила поведения

                                     Занятие 6. Играем вместе. Синий цвет

 

1. Беседа

Настроить на занятие

2. «Кто что носит»

Половая идентификация

3. «Надень и попляши»

Проявление симпатии к противоположному полу

4. «Спящая красавица»

Доброжелательное отношение между мальчиками и девочками

5. Стихи С.Я Маршака

Понимание особенностей пола

6. Слушание песни

Закрепление позитивного отношения друг к другу

                           Занятие 7. Наша Чувашия. Фиолетовый цвет.

 

1. Введение

Показать разнообразие национальностей

2. Беседа

Воспитывать любовь к родине

3. Рассказ о вышивке, блюдах, искусстве Чувашии

Расширять знания о республике, воспитывать интерес

4. Слушание гимна Чувашии

Воспитывать уважение к гимну, закреплять правила поведения во время звучания гимна

Праздник толерантности

Обобщить и закрепить знания о толерантности, создать позитивное настроение, закреплять навыки общения

 

На занятиях можно использовать песни:

  • «Не дразните собак» сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина
  • «Из чего же, из чего же...» сл. Я. Халецкого, муз. Ю. Чичкова
  • «Вместе весело шагать» сл. М. Матусовского, муз. В. Шаинского
  • «Дружат дети всей земли» сл. В. Викторова, муз. Д. Львова
  • «Настоящий друг» сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева
  • «Родная песенка» сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова

 

Литература

  • 1. Павленко Л. Ф. В гармонии с природой. Ульяновск,1999
  • 2. Смирнова Е. Ф., Быкова Н. Б.  ж.«Дошкольная педагогика» №1,2001,с.19 ст. «Психолог в детском саду»
  • 3. Сорокоумова Е. Уроки общения, Нижний Новгород,1990
  • 4. Флейк – Хобсон К., Робинсон Б., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М. 1993
  • 5. Шакуров Р. Х. Человек формируется с детства. М. 1972
  • 6. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Детство- пресс, 2003

 

Путешествие в страну Толерантность для учащихся начальных классов

Цель: формирование основ толерантного поведения

Пояснительная записка

Сегодня существует немало программ и тренингов для учащихся начальных классов. Анализируя  их содержание, мы пришли к выводу, что в них недостаточно уделяется внимание  вопросам культуры поведения. Важно, чтобы младшие школьники осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения, что в конечном итоге служит профилактикой конфликтов и создает базу толерантного поведения.

 Изучение материала, представленного в данной программе, предлагается в форме путешествия по разным «странам»: Дружба, Волшебных слов, Телефония, Театралия, Колес, Гостей, Мира, Прав, наконец, Толерантность.

В отличие от других подпрограмм здесь занятия проводятся целым классом. Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, встречающихся в  реальной жизни, это - основная форма работы. На занятиях закрепляются знания, отрабатываются навыки культуры общения. На одной из встреч дети знакомятся со своими правами.

 Занятия строятся следующим образом: разминка (в целях создания настроя, снятия психоэмоционального напряжения), вступительной беседы, где ведущий сообщает тему или задает вопросы для введения в нее; основной части, которая предусматривает чтение, проигрывание, обсуждение ситуаций и другую активную деятельность детей;  заключительной части, где обязательно имеет место обсуждение занятия, рефлексия.

Продолжительность занятия: 30 – 40 минут. Количество занятий: 9. 

Эту работу целесообразно проводить не реже одного раза в неделю. Для записей, выполнения заданий у учеников могут быть рабочие тетради.

Подробное изложение материала делают возможным проведение такого путешествия не только психологом, но и учителем

Тематический план занятий

 

           Тема занятия

      Цели и задачи занятия

1. Путешествие в страну 

   «Дружба»             

-уточнить понятие «дружба»

-формировать позитивное  отношение к сверстникам, сплоченность, понимание разнообразия мира

 

2. Путешествие в страну

   «Волшебных слов»

-развивать внимание к окружающим,

 умение общаться, эмпатию,

-обогащать активный словарь

 

3. Путешествие в страну

   «Гостиния»

-обучать общению в гостях,

 пониманию необходимости соблюдать           правила

-укреплять дружеские взаимоотношения со сверстниками

 

4. Путешествие в страну Телефония

-развивать навыки общения по телефону

-закреплять правила разговора

 

5. Путешествие в страну

  Театралию

-закреплять навыки поведения в общественных местах, повышать общую культуру

 

6. Путешествие в страну

   Колес

-воспитывать внимание к людям, закреплять навыки поведения в транспорте

 

7. Путешествие в страну Мира

-обучать разрешению конфликтов,

 пониманию необходимости соблюдать          правила поведения,

укреплять дружеские взаимоотношения

со сверстниками

 

8. Путешествие в страну Прав

познакомить с положениями

Конвенции о правах ребенка

 

9. Путешествие в страну

    Толерантность

-осознавать качества личности

-показать связь культуры общения с толерантностью

-обобщить полученные знания

 

 

 

Литература

1. Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности. Петрозаводск, 1991

2. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет. Екатеринбург, 1997Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Екатеринбург,2000

3. Конвенция ООН о правах ребенка, М. 2001

4. Мирошкина М. Р., Фришман И. И. Имею право! Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей. М. 1999

5. Слободянин Н. Уроки общения для младших подростков. «Школьный психолог» №     ,2000

6. Они И. Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Л. 1991

7. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников.М.2001

8. Фопель К. Как научит детей сотрудничать. М. 1998

 

Я в мире людей

Программа для среднего школьного возраста (5 – 6 класс)

Цель: Формировать основы толерантного поведения.

Задачи:

1. Развивать способность к самоанализу, самопознанию.

2. Развивать коммуникативные умения, эмпатию, умение слушать, вести диалог.

3. Содействовать созданию положительного эмоционального фона в группе

4. Распознавать конфликты, находить варианты  их конструктивного разрешения.

 

Программа предназначена для учащихся 5 – 6 классов и является одной из форм внеклассной работы. Она рассчитана на 9 занятий продолжительностью 40 – 45 минут каждое. Поскольку групповой процесс должен быть завершен и соблюдены все структурные части, рекомендуются иметь в запасе дополнительное время.

Доступность материала, подробное описание содержания работы, цели, которые ставятся на занятии, в отдельных случаях,  непосредственно перед упражнением делает возможным проводить занятия по толерантности не только психологу, но и любому заинтересованному учителю, классному руководителю, социальному педагогу. Кроме решения поставленных задач установлено, что в ходе тренинга формируются  позитивные отношения со сверстниками  и взрослым, повышается его авторитет.

Структура занятия традиционна и состоит из вступления, основной части, заключения.

Вступительная часть состоит из ритуала начала и введения к теме. Основная часть содержит проигрывание и обсуждение ситуаций. Заключительная часть направлена на анализ занятия, самопроверку, рефлексию.

Занятие заканчивается ритуалом прощания.

Нетрадиционным  является использование упражнений групповой терапии, безоценочность суждений, обучение рефлексии.

 Место проведения - не обязательно классная комната. Это может быть иное помещение, где есть стулья, столы для рисования, возможность размещения рисунков и плакатов. Ведущий не должен использовать какое бы то ни было давление, принуждение, должен являть собой пример толерантного поведения, организуя при этом сознательную дисциплину, атмосферу доверия, положительного эмоционального состояния.

В предложенный план занятий могут вноситься изменения как по ходу, так и до него. Можно использовать афоризмы, примеры из художественной литературы, жизни класса, музыкальное сопровождение во время рисования, выполнения некоторых упражнений. Рекомендуется ведение рабочей тетради участникам тренинга.

Первое и последнее занятие проводится целым классом, остальные по подгруппам. Обычно класс делят на 2 подгруппы. Оптимальное количество участников в каждой 10 – 12 человек.

 

План программы

 

         Занятия

                    Основные цели упражнений

Занятие 1.  Введение    

 

1. Беседа.

Познакомить с существующими в мире проблемами

2. Тест «Круг»

Диагностика общения, заинтересованность

3. Правила работы

Познакомить с особенностями работы в тренинге

4. Упражнение «Ритм»

Развитие сплоченности

5. «Самооценка»

Осознание свойств личности

6. Деление на группы

Сформировать рабочие группы

Занятие 2.  Я о себе

 

1. Разминка

Создание позитивного настроения

2. «Молодец»

Повышение уверенности, самооценки

3. «Незаконченные предложения»

Раскрытие себя,  повышение внутригруппового доверия

5. «Солнце»

Принятие себя

4. «Сказочный герой»

Формировать способность к самоанализу

Занятие 3. Я и другие

 

1. Беседа.

Заинтересовать темой

2. «Приветствие»

Обеспечить возможность контакта друг с другом

3. «Различия в шуме»

Познакомить с чертами толерантности

4. «Толковый словарь»

Умение работать в группе, обогащение словаря

5. «Разыграй конфликт»

Развитие способности поставить себя на место другого,

Обучение способам решения конфликтных ситуаций

Занятие 4. О дружбе мальчиков и девочек

 

1. Беседа

Закрепить черты толерантной личности

2. «Дружба»

Осознание сходства и различия между девочками и

мальчиками,

воспитание уважения друг другу

3  «Почему хорошо быть"…

4. «Что у нас общего?»

5. «Дерево комплиментов»

Формирование позитивного отношения друг к другу

Занятие 5. Я  и  мои  чувства

 

1. Беседа.

Дать понятие об эмоциях и чувствах

2. «Обзывалки»

Обучение выходам негативных эмоций

3. «Круг общения»

Закрепление правил общения

4. «Какого  цвета наши

    чувства?»             

Развитие чувствительности, воображения

5. «Угадай чувство»

Развитие невербальной экспрессии

6. «Поставь балл эмоции»

Развитие способности к самоанализу

Занятие 6.  Я в школе

 

 

1. Беседа

Понимание необходимости управлять своим поведением, признания школьных правил

2. «Приветствие»

Повышение уверенности

3. «Создание школьной формы»

Развивать умение обосновывать и защищать свои идеи, работать в группе,  возможность выразить себя

4. «Перемена»

Развивать способность к эмпатии

Занятие 7.  Я в обществе

 

1. Разминка

Развитие чувствительности

2. Беседа

Понимание необходимости дорожить отношениями

3. «Правила»

Закрепление правил поведения

4. «Комплимент»

Повышение сплоченности, принятие других

5. «Лестница»

Воспитание уважения к другим национальностям

Занятие 8. Толерантная личность

 

1. «Поздороваемся»

Создать позитивное настроение, обеспечить телесный контакт

2. Беседа

Познакомить с правовыми документами

3. Изучение принципов  толерантности

Осмыслить принципы, изложить доступным языком по частям

4. «Утверждение новой редакции 1 статьи»

Целостное восприятие статьи, закрепление смысла и содержания 1 статьи Декларации

5. Домашнее задание «Антология толерантности»

Создать ситуацию осознания и рефлексии понятия «толерантность», возможность самовыражения

6. «Посиделки»

Снятие напряжения, сплоченность, телесный контакт

Занятие 9.  «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

 

1. «Чем мы похожи»

Развитие умения находить похожее в разнообразии мира, создание доброжелательной атмосферы

2. «Кто я, какой я?»

Повышение самооценки, возможность сделать приятное другому

3. «Солнышко»

Осознание личностного роста

4. Совместная работа

Установление позитивных отношений, снятие барьеров

 

Программа «Толерантное общение» для учащихся  8-9 классов

Цель: формирование толерантного сознания, поведения.

Задачи:

1.  Продолжить работу над понятиями «толерантность» и «толерантная личность», социальными проявлениями и критериями толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми в различных  сферах

2. Продолжить обучение участников тренинга конкретным приемам, позволяющим развить качества, характеризующие толерантную личность

3. Развивать умение выражать себя, свои чувства, воображение, эмпатию, доверие, сочувствие, достоинство, самопознание как элементы толерантности  в контексте «я» и «другие»

 

Пояснительная записка

В современном мире, характеризующимся большим количеством конфликтов, становится все более актуальной проблема терпимого, сочувствующего отношения друг к другу, умения строить общение на толерантной основе.

Формирование основ толерантного поведения становится особенно важным в период становления личности, в момент ее взросления, когда ведущим типом деятельности является общение.

Поэтому целесообразным является введение данного курса в качестве одной из форм внеклассной работы или отдельным блоком занятий, проходящих в форме тренинга.

Программа «Толерантное общение», разработанная для подростков, - важная составляющая психолого-педагогической работы со старшеклассниками в духе терпимости и культуры мира.

Практический курс занятий предполагает 8 тренинговых занятий длительностью 40-45 минут в группах по 10-15 человек. Первое и последнее занятие проводится целым классом. Поэтому рекомендуется организовать параллельное прохождение тренинга в обеих группах. Может получиться, что времени урока не хватит. Так как процесс, происходящий на занятиях, не может быть прерван, рекомендуется иметь в запасе время, чтобы его завершить.

Частота проведения занятий может быть разная, исходя из конкретных условий, но не реже одного раза в неделю. Оптимальный режим – 2-3 раза в неделю.

На занятиях закрепляется понятие «толерантность», если занятия проводились ранее. Этот материал подходит и для первичного ознакомления с термином и проблемой. Содержание тренинга направлено на то, чтобы ценить свою индивидуальность, в то же время находить сходство с другими, повышать самооценку, уверенность,  взаимодействовать с участниками группы, выслушивать их мнения, придерживаться правил, принятых в группе. Значительное место отводится изучению прав ребенка, т.к.  растет новое поколение граждан страны, активных, знающих себе цену. Однако, как показывают опросы, очень малый процент подростков имеет какое-то представление о своих правах.

Также программой предусмотрены упражнения на половую идентификацию, уважительного отношения между мальчиками и девочками.

Особое внимание обращается на формирование позитивных отношений, установление атмосферы доверия, дружбы и поддержки, положительного эмоционального фона в группе.  

Ведущий тренинга должен являть собой образец толерантного поведения, не допускать критики, насмешек, давления, как со своей стороны, так и со стороны участников группы.

 

План программы

   Упражнения

           Основные цели

Занятие 1.Что такое толерантность

 

1. Беседа.

Актуализировать знания

2. Что такое толерантность?

Познакомить с термином

3. Принципы толерантности

Познакомить с принципами, понять их смысл

4. «Символы толерантности»

Изучить ст.1 Декларации, выразить понятие в виде символов

5. Деление на группы

 

6. Приложение «Декларация принципов толерантности»

Занятие 2. Мы повзрослели

1. «Поменяйтесь местами»

Находить общие признаки

2. Правила работы

Познакомить с правилами групповой работы

3. Разминка

Создать позитивный настрой, снять барьеры

4.Беседа о возрастных особенностях

Снижение тревожности, самопознание

5. Сказка «Хвосты»

Прогнозирование последствий конформного поведения

6. Упражнение «Нет»

Уметь противостоять давлению, отстаивать свое мнение

7. «Мы похожи»

Находить общее с другими

8. «Импульс»

Успокоиться

Занятие 3. Характер и общение

 

1. Анкетирование

Собрать информацию для анализа

2. Разминка «Поздороваемся»

Создать позитивный настрой

3. Тест «Характер»

Расширение знаний о себе

4. «Гений общения»

Самооценка качеств, критичность, формирование

 адекватной самооценки

5. «Комплимент»

Повышение самооценки, уверенности в себе

Занятие 4. Модель класса

 

1. Результаты опроса

Выявление атмосферы группы

2. Разминка «Захвати руки»

Создать позитивный настрой, снятие барьеров

3. Беседа

Введение в тему занятия

3. Модель идеальной группы

Актуализация положительных качеств

  4. Модель реальной группы

Способность к анализу, критичность

   5. «Гомеостат на пальцах»

Развитие сплоченности

Занятие 5. Мы и соседи

1.«Это здорово!»

Повышение самооценки, уверенности

2. Беседа

Показать равноправие национальностей

3. «Чувашия»

Уточнить знания о республике

5. «Кто в гостях?»

Принятие других национальностей

6. Видеофильм

Интерес к жизни республики

Занятие 6. Что мы знаем друг о друге?

1. Беседа

Показать разницу полов

2. «Продолжи предложение»

Принятие своего пола, поло-ролевая идентификация

3. «Крестики-нолики»

Познание других

4. «Наши мысли о любви»

Показать разницу полов

5. «Что мы ценим друг в друге?»

Осознавание разницы, особенностей полов

6. «Семья»

Позитивное настроение, сплочение

7. «Подарок»

Умение делать приятное

Занятие 7. Наши права

1.Разминка «Молекулы»

Создать позитивный настрой

2. Беседа

Дать информацию о Декларации прав ребенка

3. Изучение статей Декларации

Усвоить свои права, формировать условия для активной

жизненной позиции

4. Выступления участников

Закрепление знания прав, навыков выступления

5. Обязанности

 гражданина      России

Понимание своих прав и обязанностей

6. «Сурдопереводчики»

Создание позитивного настроения, развитие наблюдательности, чувствительности, сплоченности

Занятие 8. Психологическое казино. Заключительная игра

 

 

Литература

  • Ребенок и право. Информационно – методический альманах по правам ребенка. М. 2000
  • Солдатова В. Г., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Тренинг «Учимся толерантности»

 

 
© 2010-2015 МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Семья» города Чебоксары»
Наш адрес: г. Чебоксары, пр. Мира, д. 8. Тел./факс приемная: (8352) 63–37–17, директор: 63–27–14 | Филиал: ул. Кадыкова, д. 12. Офисы 89 и 91. Тел: (8352) 51–29–50.
Наш e-mail: moucentr@mail.ru | Также Вы можете написать нам письмо с сайта | | ©